Перейти к основному содержанию

Рим и творчество Бернини - часть вторая: зрелое барокко

опубликовано в

Читайте первую часть материала: Рим и Бернини - барокко и второе рождение Вечного города

Иннокентий X Памфили, Бернини и Борромини

В 1644 году на престол взошел двести тридцать шестой папа римско-католической церкви - Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили). Династия Памфили отнюдь не пылала любовью к семье Барберини. Эта нелюбовь коснулась и Бернини, любимца предыдущего папы Урбана VIII. Зодчему припомнили неудачный эксперимент с колокольнями собора св. Петра и предложили работать на вторых ролях. Тем временем его опытный соперник Борромини стал главным папским архитектором.

Джан Лоренцо Бернини пришлось испытать унижения также со стороны тех архитекторов и скульпторов, которых он сознательно не подпускал к ответственным проектам, пользуясь благосклонным отношением предыдущего папы. В столице барокко между тем шла усиленная работа над интерьером собора св. Иоанна Латеранского и начиналась грандиозная реконструкция площади Навона.

 

В этот сложный период Бернини приступает к работе над композицией Правда, разоблаченная Временем (1645-1652, Галерея Боргезе). Заказчика нет: Джан Лоренцо создает ее для себя и для тех, кто в будущем (как он искренне надеется) правильно рассудит и докажет его невиновность в провале архитектурного проекта кампанил собора св. Петра. В целом, по его замыслу, эта композиция должна выразить общую идею: не нужно торопиться, время все расставит на свои места.

 

К этому же периоду относится Голова Медузы Бернини (1644-1648, Капитолийские музеи). Медуза Горгона, своим взглядом обращавшая людей в камень, в руках Бернини медленно превращается в холодный мрамор: ее волосы сплетаются в клубок враждующих змей, она смотрит с ужасом в воображаемое зеркало, чувствуя безнадежность и неотвратимость происходящего. Было ли это связано с личными переживаниями скульптора? Возможно.

 

Однако именно в эти невыносимо тяжелые годы скульптор, по неведомым законам души и в подтверждение древней мудрости "через тернии к звёздам", создает один из лучших шедевров искусства барокко - Экстаз святой Терезы (1647-1652, капелла Кораннаро, церковь Санта Мария делла Виттория).

Святая Тереза - испанская монахиня времен инквизиции, которая в эпистолярном жанре описывала свои встречи с ангелом Господним. Цитируем:

Это видение монахини Бернини воплотил в мраморе, нисколько не скрыв его чувственный, эротический характер. Веки св. Терезы полузакрыты, она вся во власти мучительно-сладкого сна, и всем своим существом ощущает присутствие находящегося рядом ангела. Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. Состоянию болезненно-чувственного религиозного экстаза героини вторят изломанные трепетные складки ее монашеского плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками. Нужно отдать должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

Т. Балановская

К моменту празднования Юбилейного 1650 года Рим встречает гостей обновленной площадью Навона: папа Иннокентий X строит дворец (ныне - посольство Бразилии) и величественную церковь Св. Агнессы (слева). Бернини с помощью друзей (а согласно легенде - прибегнув к смекалке и хитрости) примиряется с папой. У великого зодчего есть новый проект площади с фонтаном:  в центре площади Навона, прямо напротив фасада базилики, построенной конкурентом Борромини, скульптор возводит волшебный Фонтан четырех рек.

 

И вновь о Бернини говорят как о победителе. С этого момента скульптор берет инициативу в свои руки. Ведь он славно потрудился: такого необычного фонтана, насыщенного аллегориями, увенчанного символом мудрости - египетским обелиском, оживленного струями воды, в изящной манере пирамидальной формы - такого полета барокко на площадях Рима не видел никто.

Четыре фигуры дикарей символизируют известные к тому времени континенты, на которых миссионеры распространяли Слово Божие:

 

Рио де Ла Плата, Америка
Ганг, Азия
Дунай, Европа
Нил, Африка

В 1652 году Джан Лоренцо подключается к оформлению интерьера церкви Санта Мария дель Пополо. В капелле Киджи он создает фигуры молодых пророков Давида и Аввакума, располагает их в противоположных концах таким образом, чтобы объединить пространство в капелле с хронологией легенды.

 

 

 

Папа Александр VII Киджи - зрелое барокко в Риме и работы Бернини

 

В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Хотя папа продержался на высоком посту всего два года, он останется в истории Рима как известнейший меценат, градостроитель и поклонник стиля барокко. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. В год его инаугурации королева Кристина Шведская отрекается от короны и лютеранства и принимает католическую веру, что было воспринято как триумф католицизма. Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева).

По заказу Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским.

Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви - соответственно св. Афанасий, св. Иоанн Златоуст и св. Августин со св. Амвросием. В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. Петра, а в расходящихся лучах золотистого света - сонмы ангелов. Бернини превзошел самого себя, объединив в этом творении скульптуру, архитектуру и изобразительное искусство. Кафедра считается вершиной его творчества, своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики.

 

Колоннада площади святого Петра и распахнутые руки церкви

Великому Бернини для полного триумфа недоставало лишь одного - монументальной композиции в гигантских масштабах. Фортуна в очередной раз помогла гению: он получил высочайший заказ на благоустройство площади перед собором св. Петра (1656-1667).

Пьяцца Сан-Пьетро - это первое, что видят пилигримы и туристы на подходе к Ватикану по продуманному папами маршруту (см. фото). Туристы, которые покорно стоят на площади в очереди к дверям собора св. Петра, уже попали в объятия Ватикана. Они видят окружающую колоннаду и чувствуют себя защищенными. Колоннада вместо стены с воротами - это в стиле Бернини: ведь в барокко нет преград, есть лишь воздушные пролеты, намек на границу, но очень прозрачный. Сравните колоннаду Бернини со стенами Ватикана и вы поймете разницу.

Идея распахнутых рук, открытости и гостеприимства настолько понравилась Бернии, что он решил реализовать ее миниатюрный аналог в церкви Сант Андреа аль Квиринале (см. фото фасада). Церковь является целиком задумкой Бернини, что позволило ему использовать ряд неординарных решений - от эллипсовидной формы (по аналогии с Колизеем) до оригинальных переходов от стен к куполу.

 

Церковь Сант Андреа аль Квиринале - фото:

Другие работы Бернини времен Александра VII:

Дворец Антаморо, фонтан
Фонтан Биккьероне, Тиволи
Королевская лестница, Ватикан
Конная статуя имп. Константина

Климент IX и Климент X - проблемы с финансированием грандиозных проектов

Папа Климент IX Роспильози (1667-1669) и его наследник Климент X (1670-1676) испытывают серьезные проблемы с финансами. Начинается экономия на всем, в том числе сворачиваются проекты градостроительства и архитектурного обновления Рима. Бернини с учениками создает статуи скорбящих ангелов для знаменитого моста Элио, ведущего к Замку св. Ангела (1668-1670).

 

 

При Клименте X Бернини реализует Блаженную Людовику Альбертони (1671-1674, церковь Сан Микеле а Рипа). Скульптор использует ту же самую технику, которая принесла ему известность при создании Экстаза Святой Терезы.

Одна из последних работ великого Бернини - Надгробие папы Александра VII Киджи в соборе Св. Петра. Ему принадлежит лишь проект: к сожалению, слабеющие руки восьмидесятилетнего мастера все реже и реже притрагиваются к резцу.

 

Смерть Бернини

Сердце Бернини перестало биться 28 ноября 1680 года. Восемьдесят два года жизни, восемь пап, которых ему удалось пережить, сотни учеников и миллионы поклонников - это немалое все, что успел заработать великий Джан Лоренцо.

Мастер похоронен там, где он когда-то начинал свой творческий путь под чутким руководством отца - в церкви Санта Мария Маджоре.

Барокко, казалось, умерло вместе с его создателем. Но Рим ощутил второе дыхание. Столица барокко жива. Закажите экскурсию "Бернини в Риме".


Читайте первую часть материала: Рим и Бернини - барокко и второе рождение Вечного города