Перейти к основному содержанию

Равенна – город вековой истории и дань христианской веры

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
А.Блок, “Равенна”

Равенна - тысячелетия  истории

 

Считается, что этими землями первоначально владели этруски, а может быть, умбры из-за близости их территорий. Название этого важного итальянского города искуств скорее всего восходит к латинскому корню rava-, что на умбрском диалекте означает “овраг вымытый потоками воды” или “канал, болото” и  добавлением этрусского окончания -enna. С доисторических времен природный ландшафт этих мест отличался множеством речушек, несущих свои воды в Адриатическое море, образовывая заболоченности и лагуны вплоть до устья реки По.

Во II веке до  н.э. все земли Паданской равнины были захвачены и колонизированы римлянами.

Из-за специфики местного ландшафта, заболоченности и множества мелких речных потоков, земли эти были доступны только со стороны моря. Именно поэтому, император Римской империи Октавиан Август повелел дислоцировать здесь военный флот и построить военный порт. Были проведены осушительно-мелиоративные работы и возведен военный порт Классис. Согласно описанию историка Плиния Старшего, военный порт вмещал в себя 250 кораблей и 10.000 моряков для контроля северных акваторий Средиземного моря.

Вокруг порта со временем вырос город. Во времена Римской империи, благодаря порту, Равенна стала важным пунктом коммерческого движения товаров во всем Средиземноморье.

В 395 году умер последний император единой Римской империи Феодосий Великий. После его смерти произошел раздел империи на западную и восточную, а сыновьям Аркадию и Гонорию достались части империи. Императором Восточной был провозглашен Аркадий, столицей - Константинополь, а Западной - Гонорий со столицей в Милане. В 402 году после осады Милана вестготами император Западной Римской империи Гонорий перенес столицу в Равенну.

Равенна стала постоянной резиденцией императора, поэтому приобрела большое значение как политический, экономический и культурный центр империи. В этот период город испытывает строительный бум, хотя из-за заиливания водами рек и лагун, порт становится малоиспользуемым и утрачивает свою важность.

В Равенне решались судьбы Западной империи. В 476 году последнего ее императора Ромула Августула низложил вождь германских наемников Одоакр. Это был конец истории Древнего Рима, хотя история Равенны на этом не кончается. В 493 году, после длительной осады город был покорен остготами Теодориха, а через пять лет византийский император Анастасий признал его королем и правителем Италии со столицей в Равенне. В 540 году Равенна была отвоевана Юстинианом и введена в состав Византии.

Прошло около двухсот лет и вновь Равенна оказалась в центре исторических событий. Город завоевали лангобарды. В 751 году по повелению короля франков Пипина Короткого Равенна перешла под контроль папы Римского, но получила автокефалию и стала резиденцией королей. Архиепископы Равенны получали щедрые дары от императоров Саксонской династии и были использованы в открытых столкновениях с Папами. В этот период город постепенно разоряли: исчезли многие мозаики, мраморные украшения, фризы и изваяния, а порт Классис был окончательно забыт, разграблен и заброшен.

В период Средневековья Равенна переходит под контроль архиепископов, а позже в руки знатных аристократических семей. Одной из них было семейство да Полента. У этого семейства нашел свой последний печальный приют великий флорентийский поэт Данте Алигьери. Он умер от малярии и был похоронен в Равенне.

В средине XV века Равенна была подчинена Венецианской республике и находилась под ее властью вплоть до 1509 года. Тогда же в центре города были построены многие дворцы в венецианском стиле, а для обороны города была возведена знаменитая крепость Бранкалеоне (фото слева - кликните). Когда Юлий II взошел на папский трон, он покорил всю Романью. Равенна с тех пор тихо прозябала последующие 350 лет. Город постепенно погружался в воду из-за заболоченности окружающих его полей, пока в мае 1636 года море не затопило самый центр. В дело вмешался папа Климент XII Корсини. Были произведены новые осушительно-мелиоративные работы, проложены каналы, была построена пристань, новый Кафедральный собор и реконструирована гробница Данте. В 1861 году Равенна вошла в состав Королевства объединенной Италии. После второй мировой войны Равенна была удостоена звания Почетного города и награждена Золотой медалью за отвагу и воинскую доблесть в Освободительной войне - за жертвы ее народа и участие в партизанской борьбе во время Второй мировой войны.

 

Равенна  в сиянии мозаик и  памятников старины - достопримечательности

 

Равенна гордится памятниками и сооружениями раннехристианского периода, а также византийской архитектурой и прекрасными мозаиками. В 1996 году следующие объекты были включены в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Базилика Сан Витале и Мавзолей Галлы Плацидии

Внешне они внешне выглядят весьма скромно. Простые кирпичные сооружения, как и все остальные византийские здания города. Но стоит переступить их порог, как становится очевидна причина их всемирной славы. Базилика Сан Витале характеризуется восьмиугольной формой и подчеркивает влияние Константинополя. Основатель базилики, епископ Эклесий, побывал там и мог любоваться красотой величественного храма Святой Софии. В абсиде базилики блистают своей неповторимой красотой мозаики.

Конструкция здания сложна, она увенчана граненым барабаном, на котором с помощью восьми центральных опор покоится купол диаметром 16 метров. Благодаря опорным столбам внутри храма образуется округлое строение, на втором ярусе которого находятся хоры. Все сооружение кажется магическим из-за искусного уникального освещения и убранства.

Внутри Мавзолея Галлы Плацидии, углубленного на 1,5 метра из-за поднятия культурного слоя на протяжении веков, кроме мраморного цоколя начала XX века, все сохранилось в том виде, в котором было задумано и реализовано в V веке. Самые ранние  равеннские мозаики покрывают внутреннюю поверхность мавзолея, куда проникает золотистый свет: его пропускают окошечки из алебастра, что создает необыкновенную обстановку. Первые минуты необходимо находится в полутьме, чтобы привыкли глаза, и тогда можно разглядеть и оценить уникальные мозаики, их декор и цвета. Лучше, чтобы входная дверь оставалась закрытой: тогда не ускользнет ни одна деталь и станет очевиден настоящий шедевр Мавзолея над входной дверью - изображение Христа в одеянии Доброго Пастыря.

Мавзолей построен в форме креста: купол в центре поддерживают паруса, a ветви креста соединяют своды. Мозаики покрывают все внутренне пространство и отличаются редкой красотой и пышностью. Они содержат разные сюжеты, но органически образуют одно целое.

Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета - синий, зелёный и винно-красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками.

 Русский искусствовед Павел Муратов - о мавзолее Галлы Плацидии.

Внутри мавзолея находятся четыре саркофага. Кому они принадлежат точно - не установлено. И хотя мавзолей строила для себя и своей семьи сама Галла Плацидия, известно, что умерла она в Риме в 450 году и была похоронена в семейной усыпальнице императора Феодосия - Санта Петронила в Риме. Исследователи утверждают, что ее прах был перенесен в Равенну позже. Долгое время мавзолей был капеллой-молельней, посвященной святому Лаврентию, который глубоко почитался в роду Галлы Плацидии.

Сведения для посетителей

Знак у входа предупреждает о сроке пребывания в течении 5 минут. Плата за вход: € 9.50 полная стоимость; льготная € 8,50. Билет действителен в течение 7 дней, он также позволяет посетить базилику святого Аполлинария Нуово, Баптистерий православных и Музей архиепископа.

Via S. Vitale, 17 (в 400 метрах от площади Пьяцца-дель-Пополо, в нескольких минутах ходьбы в пешеходной зоне, ближайшей парковки в Ларго Юстиниана). Телефон для справок: +39 0544 541688. Открыто: с 01/11 по 28/02 ежедневно с 09:30 до 17:00; от 01/03 до 31/03 - ежедневно, с 09.00 до 17.30; с 01/04 до 30/09 ежедневно, с 09.00 до 19.00; от 01/10 до 31/10 с 09.00 до 17.30.
Базилика Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии закрыты 25/12.

Баптистерий православных (Неона)

Баптистерий (фото слева) является древнейшим сохранившимся зданием города и самым значительным памятником византийской мозаики. Восьмиугольная форма напоминает нам о Византийском влиянии. Внешний вид из кирпичной кладки ничем не украшен. Археологи утверждают, что баптистерий воздвигнут на фундаменте античных римских терм IV–V веков, а время его постройки связывают с правлением епископа Урса. Иное название баптистерий получил от епископа Неона, именно он заказал мастерам украсить внутреннее пространство удивительными  мозаиками в период с 451 по 475 г.

Видно, что нынешний культурный слой выше оригинального на три метра, и это заставляет задуматься о прошлом. Войдя во внутрь, мы видим колонны ионического ордена в оконных проемах, мозаики и изображения пророков на барельефах. Все  внутреннее убранство должно было подчеркнуть, что крещение - одно из первых  таинств христианства. А в центре расположена восьмиугольная купель из порфира и мрамора. Купель переделали в XVI веке, но сохранился оригинальный амвон V века, высеченный из цельного куска мрамора.

Подкупольная мозаика воспроизводит библейский сюжет на темы Крещения Христа и Небесного Иерусалима, как изложено в последней книге Откровении Иоанна Богослова. Над арками первого яруса растительный орнамент в виде спиралей аканта на синем фоне и изображения пророков, а между арками изображены канделябры, престолы и епископский трон.

Баптистерий православных - фото

Сведения для посетителей

Адрес: Via Баптистерий, 1 (в 300 метрах от площади Пьяцца-дель-Пополо, Пьяцца Кеннеди). Телефон: +39 0544 541688. Баптистерий открыт  01/11 - 28/02 с 10:00 до 17:00;  01/03- 31/03  с 09.30 до 17.30;  01/04 - 30/09  с 09.00 до 19.00;  01/10 - 31/10 с 09.30 до 17.30. Закрыт 25/12 и 1/1. Плата за вход: € 9.50 полная стоимость; € 8,50 льготная. Билет действителен в течение 7 дней, он также позволяет посетить базилику святого Аполлинария Нуово, Мавзолей Галлы Плацидии, Базилику Сан Витале и музей архиепископа.

 

Где остановиться в Равенне

Отели и апартаменты в Равенне

Palazzo Bezzi Hotel
NH Ravenna
Grand Hotel Mattei
La Reunion
Best Western Hotel Bisanzio
Albergo Cappello
Antica Ravenna Residence
Hotel Centrale Byron
Hotel Sant'Andrea
Hotel Diana
Hotel Classensis
Palazzo Galletti Abbiosi
Ai Giardini di San Vitale
Casa Masoli
A Casa Di Paola Suite
Santa Maria Foris
M Club De Luxe B&B
R&B Casa Aurora
B&B Numero 25
Al Battistero
Room and Breakfast Aries
Casetta Randi 26
Dimora delle Emme
Ca' Rosa

Мозаики Равенны - видео

 

 

Базилика Сант-Аполинаре ин Классе (за городскими стенами)

Базилика (слева - кликните) была построена в 549 году над могилой Святого Аполинария - первого епископа Равенна. Строительство Базилики святого Аполинария началось по инициативе епископа Урсина на средства греческого купца Юлиана Аргентария. Главной реликвией базилики являются мощи святого Аполинария. Почитается в лике священномученика. Во времена опасности разорения и вражеских набегов в IX веке мощи святого переносились во внутрь городских стен, в базилику Сант- Аполинаре-Нуово. В 1748 году мощи святого перенесли в место их первоначального захоронения и поместили в центральном алтаре.

В конхе абсиды базилика украшена самыми поздними равеннскими мозаиками периода императора Юстиниана Великого. Они чудом сохранились после разграбления Равенны венецианцами в 1449 году. Мастерами мозаик использовались смальта, цветное стекло, золото и полудрагоценные камни, но для лиц и одежд применялся мрамор, поэтому формы кажутся более плоскими.

Как читать Мозаику? Мозаика  рассказывает о Библейском событии Преображения Господа, он в мозаике олицетворен, как украшенный драгоценными камнями Крест, а на пересечении креста виден медальон с ликом Христа. Присутствующие при этом событии Петр, Иоанн и Яков изображены как агнцы, стоящие поодаль. В небесах - пророки Илия и Моисей, которые говорят о кончине Христа. А на самом верху помещена благословляющая десница Бога Отца. Сцена изображена в райском саду, в центре - святой Аполинарий и 12 овец, которые являются символическим изображением апостолов.  

Примечательно, что в 1001 году в монастыре, построенном рядом с базиликой, император Оттон III провел время великого поста: изгнанный из Рима император глубоко переживал крушение замысла восстановить Римскую империю. Его наставником был отшельник Ромуальд Равеннский, который убеждал императора уйти в монастырь. Его пророчество было таковым: ”Если пойдешь на Рим, то не увидишь более Равенны”. Но император стал готовить поход на Рим и... умер в следующем 1002 году. Мемориальная доска в левом нефе базилики напоминает об этом событии.

Мозаичные портреты великих епископов Равенны помещены между окнами абсиды, а на боковых стенах сияют мозаики на темы Ветхого завета и Дарование привилегий церкви Равенны. В боковых нефах находятся средневековые саркофаги, где покоятся епископы Равенны. Саркофаги прекрасно сохранились, на них можно прочесть об истории базилики, а также полюбоваться их необыкновенному декору.

Сведения для посетителей

Адрес: Via Romea Sud Classe (короткая поездка на автобусе или автомобиле 8 км. к югу от Равенны). Телефон +39 0544 473569. С понедельника по субботу открыто с 8:30 до 19:30, в воскресенье утром происходит Месса с 08.00 до 10.00: посещение приостанавливается и открывается с 13.00 до 19.30. Плата за вход: € 5 полный билет; € 2,50 льготный.

Читайте продолжение материала о Равенне...