Перейти к основному содержанию

Караваджо - реформатор и основоположник реализма в живописи: продолжение

опубликовано в

Читайте первую часть материала: Караваджо – великий художник эпохи барокко

Итак, Караваджо постепенно становится первым режиссером в мире живописи. Кто до него создавал нечто подобное? Публика шокирована, рвет и мечет, а он даже и не старается смягчить удар. Напротив, он провоцирует новые религиозные споры, изображая святых в современной одежде, используя в качестве моделей людей с сомнительной репутацией. Он пишет откровенные сцены насилия, на его полотнах кровь и грязь… Да, кто он такой?

Сегодня мы скажем - он революционер и реформатор с кистью в безжалостной руке. Но тогда его работы вызывали одновременно восхищение и отторжение. Одни его хвалили, другие ругали. Он своим неуемным темпераментом, смелостью и бесшабашностью бросил вызов устоям. Произошла смена парадигм.

Караваджо в лучах славы

 

Караваджо теперь знаменит. Он переезжает в дом известного банкира и коллекционера Чириако Маттеи. Увлеченно работает несколько недель, потом на три месяца "уходит на дно". Посещает женщин, играет, бушует и дерется. Ситуация осложняется ссорой с Марио Миннитти, который уезжает на Сицилию и там женится.

И вот, происходит крутой поворот в жизни мастера. Он заключает контракт на первую публичную работу в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Мастер должен написать два полотна с историями святого Матфея для капеллы Контарелли. Первой появилась на свет картина “Призвание святого Матфея” (1600). Художник изображает мытаря Левия в окружении друзей. Они сидят за столом в полутемной харчевне, куда входят Иисус и Апостол Петр. Знаменитым жестом Господь призывает к себе Левия, а тот в недоумении спрашивает: “Меня ли, недостойного, призываешь ты, Господи?” Удивительно натуральный сценический эффект, мощная драматургия и применение нового способа подачи света на полотно - света Истины, которая проникает в самые низы жизни - производит чарующее впечатление.

 

Полотно “Мученичество Матфея” стало следующим. Прибегнув к новаторскому способу драматургии, Караваджо изобразил всех персонажей так, что становится понятно, как сильно они чувствуют и понимают весь ужас происходящего. Мы видим убийцу в центре полотна и распростертого на полу Святого, которому Ангел с облака протягивает пальмовую ветвь мученичества. На заднем плане мастер изобразил себя: он тоже, как и все на полотне, в смятении.

Теперь работы Караваджо увидел весь Рим! К нему пришла настоящая слава.

 

Полезно: полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

Третью картину для алтарного образа Святой Матфей и Ангел (1602) ему поручили написать уже безо всякого сомнения. Святой Матфей - малограмотный и простой человек. Он занят написанием Евангелия. Ангел ему рассказывает, как и что следует написать. Матфей внимательно внемлет божественной силе. Мастер использует прекрасный тромплей, а свет льется из вышестоящего окна и освещает божественную сцену.

Известно, что было написано два варианта картины. Первое полотно не понравилось заказчикам: уж очень туповатым был изображен на ней Святой Матфей. Второе полотно устроило всех, оно и ныне находится в центральном алтаре капеллы.

Художник создает иллюзорные полотна невероятной психологической глубины, наполненные поистине театральной игрой света и тени, множеством символов и новым реализмом в живописи. Значение гения Караваджо для последующего развития живописи бесценно!

 

 

 

Для церкви Санта-Мария дель Пополо Караваджо подписывает контракт на создание двух полотен в капелле Черази.

Распятие Святого Петра (1601). Первый вариант отклонен духовенством и ему на смену создается полотно, которое можно и ныне увидеть в этой церкви. Святой Петр распят на кресте головой вниз по его же собственной просьбе, дабы его смерть не уподоблялась Христовой.

Вторая работа мастера для церкви - “Обращение Савла” (1601). Савл шел ночью в Дамаск, как вдруг снизошел на него мощный луч света и он услышал голос с неба : ”Савл, Савл! За что ты гонишь меня?”

 

 

В 1602 году поступает новый важный заказ - написать полотно для церкви Санта-Мария дела-Скала ин-Трастевере. Караваджо создает “Успение Богородицы”. Картина отклонена. Образ Богоматери, по мнению заказчиков, слишком реалистичен. Тело ее изображено наискось, на переднем плане отечные ноги мертвой женщины, лица не видно. Моделью служит (внимание!) труп утонувшей в Тибре проститутки…

Позже полотно купил всем известный герцог Мантуи Винченцо Гонзага, по совету Рубенса.

Теперь Микеланджело Меризи из Караваджо знают все. Он известен, у него водятся деньги. Он снимает собственное жилье, у него появляются ученики, которые потом станут продолжателями его манеры письма - караваджистами.

Караваджо занимается драматургией, экспериментирует и создает свою знаменитую темную комнату. Известно, что мастер никогда не пользовался подготовительным рисунком. Он наносил лишь контур обратной стороной кисти и на темном фоне возникали светлые, пронизанные страстями, болью и гневом образы.

 

Караваджо создает много работ на религиозные темы. Среди них “Иоанн Креститель” (1600), “Ужин в Эммаусе” (1602), ”Неверие апостола Фомы” (1602), “Иоанн Креститель” (1602, Капитолийские музеи), “Иоанн Креститель” (1602, Галерея Дориа-Памфили), “Взятие Христа под стражу” (1602), “Жертвоприношение Исаака” (1602), “Святое семейство с Иоанном Крестителем” (1603), “Коронование терновым венцом” (1603), “Иоанн Креститель” (1604, Канзас), “Иоанн Креститель” (1604, Рим), “Призвание святых Петра и Андрея” (1604), “Ииссус на Масличной Горе” (1605), “Се Человек” (1605), “Св. Иероним в размышлении(1605), Пишущий св. Иероним(1605), Галерея Боргезе.

Картину  “Положение во гроб “ (1603), которую художник создал для церкви Кьеза Нуова, духовенство тоже отклонило. В образе Никодима, как предполагают исследователи, изображен Микеланджело Буонаротти. Сегодня полотно находится в музеях Ватикана.

Однако буйный нрав, беспорядочные связи, драки и разгул не исчезли из жизни Караваджо. Правда, появилась у него женщина простого сословия (и древней профессии) по имени Магдалена или Лена. Она останется в веках прекрасной девой Марией, созданной великим живописцем.

Мадонна ди Лорето” была написана мастером в 1604 году для церкви Сант'Агостино и вызвала бурю негодования. На полотне изображена Богоматерь, которая вышла из своего дома, чтобы приветствовать паломников. Те в благоговении упали пред ней на колени …

Простые люди, живущие рядом с художником -  его модели в картине, а в образе пречистой девы Марии изображена любимая женщина художника - куртизанка, что стало причиной негодования светской публики.

 

 

1605 год. Следующий заказ - для церкви Святой Анны в Ватикане. Друзья предупреждают художника смягчить напор, не изображать проститутку, но он стоит на своем. Его Лена - из простого народа, как и дева Мария, а ее ребенок чист и безгрешен. Полотно “Мадонна со змеей” (1605) висело в церкви всего два дня. Ее наряд и слишком открытая грудь оскорбили всех. Разразился скандал. Полотно сняли и оно, странным образом, оказалось в коллекции Сципиона Боргезе.

Картины Караваджо вызывали потрясение своим натурализмом, реализмом и правдой жизни. Его любили и ненавидели, но никогда не сбрасывали со счетов.

 

Караваджо - просто человек: трагедия и закат

Говорят, характер человека - его судьба.

Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила нервную систему мастера. Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки. Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями. Он обвиняется в оскорблении и нанесении телесных повреждений человеку, отозвавшемуся плохо о его работе. Он обвиняется за нанесение оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо, и кто знает, сколько в этом жизнеописании правды и лжи?).

Наконец, пришла беда. Во время празднования годовщины восхождения на престол папы римского Павла V, в веселой компании друзей Караваджо играет на улице в игру пала-корда (что-то вроде тенниса). Между играющими вдруг возникает ссора, в процессе стычки Караваджо выхватывает шпагу и в запале убивает Рануччо Томасони. Художнику грозит смертная казнь, он объявлен вне закона и любой может теперь его убить за вознаграждение.

 

Караваджо в изгнании

 

Караваджо бежит из Рима  и скрывается в загородных владениях семьи Колонна. Омраченный случившимся и чувствуя себя изгнанником, он работает в новом, мрачном фоновом ключе. Мастер пишет полотна Святой Франциск в раздумье (1606), Ужин в Эммаусе (1606). Эти работы визуально очень сильно отличаются от прежних.

 

Полицейские ищейки напали на его след и он вынужден бежать в другое государство, в Неаполь - там его уж точно не достанут. В Неаполе Караваджо ищет утешение в живописи, много работает и создает около десяти полотен, из которых сохранились лишь некоторые: Экстаз Магдалины (1606), Распятие апостола Андрея (1607), Давид с головой Голиафа (1607), Мадонна Розария (Мадонна с чётками) (1607), Коронование терновым венцом (1607), Бичевание Христа (1607), Христос у колонны (1607), Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607), а также гигантскую алтарную картину Семь дел Милосердия для церкви Пио Монте дела Мизерикордия.

В Неаполе тоже было неспокойно и в июне 1607 года художник решает отплыть на Мальту, в Ла Валетту. Представленный Великому Магистру Мальтийского ордена Алофу де Виньякуру, Караваджо получает новый заказ. Он пишет для Кафедрального собора Ла Валетты полотно, посвященное казни Святого Иоанна, покровителя ордена. Работа Усекновение головы Иоанна Крестителя подписана Караваджо кровью Святого. Она несет могучий психологический заряд и волнует сердца.

Также ему оказана честь написать портрет самого Великого Магистра Алофа де Виньякура.

 

Через год после прибытия на Мальту Караваджо становится рыцарем Мальтийского ордена. Правда, без права ношения креста, ведь он не принадлежит к дворянскому роду.

Однако травмы, перенесенные мастером в изгнании, все больше давали о себе знать. На Мальте Караваджо попадает в тюрьму, его бросают в каменный мешок и смерть кружит над ним, но друзья помогают ему бежать. Он спасается в Сиракузе у своего давнего друга Марио Миннитти.

Беспокойство и страх гонят его от дома к дому. Он переезжает в город Мессину, там создает полотна “Воскрешение Лазаря” и “Поклонение пастухов” (1609). Мрачный, непроглядный фон картин явно дает понять о душевном состоянии их автора.

 

 

Следующим городом стал Палермо, потом опять Неаполь. Скитальцу нет места на этой земле и ничего не мило его сердцу, кроме вожделенного Рима. Он пишет прошение о помиловании и ждет.

 

 

В Неаполе он создает трагичные полотна: “Саломея с головой Иоанна Крестителя”, (1609), “Отречение св. Петра”, (1610), “Иоанн Креститель” (1610).

 

 

 

 

 

Одной из последних работ живописца считается “Давид с головой Голиафа” (1610), Рим, Галерея Боргезе. Oн возил ее с собой в изгнании. На ней Караваджо изобразил себя в том плачевном состоянии, в котором находился последние месяцы. На него напали, его избили, раны его не заживали, он был болен, но последняя искра надежды и жизни все еще тлела под пеплом боли и отчаяния.

Узнав о том, что с папой римским ведутся переговоры о его помиловании, Караваджо нанимает рыбацкую шхуну и отправляется в сторону Рима.

Последние дни и минуты его жизни навсегда останутся тайной. Считается, что звезда его погасла 18 июля 1910 года на прибрежном песке в тосканском городке Порто Эрколе, о чем свидетельствует установленная там мемориальная доска.

 А помилование ему было дано, только он об этом так и не узнал…

Читайте первую часть материала: Караваджо – великий художник эпохи барокко