Перейти к основному содержанию

Рим и Бернини - барокко и второе рождение Вечного города

опубликовано в

В эпоху Бернини Вечный город превратился в огромную сцену

Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Его талант раскрылся внезапно, будто Природа пыталась наверстать что-то упущенное, а милостивый Создатель вдруг решил щедрою рукой одарить жителей потрепанного Средневековьем Рима. Похоже на правду: в мире нет другого примера столь масштабного и быстрого перевоплощения города в город искусств. Хватило всего лишь 70 лет творчества гения для того, чтобы привлечь не иссякающие столетиями потоки пилигримов, ценителей искусства и туристов.

Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке. До этого его можно было лицезреть. Созерцать его нас заставил Бернини. Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Он предложил реалистам сказочно утонченную иллюзию. Тем же, кто пребывает в плену иллюзий, Бернини подарил ощущение реальности происходящего. Циники и атеисты, попав в Рим, начинают во что-то верить и креститься, а на глаза деспотов порой наворачиваются плохо скрываемые слезы. Даже просоленные тирренским ветром нагловатые чайки начали понемногу вытеснять голубей с улиц, балконов и площадей Рима: они не хотят пропустить грандиозный спектакль и решили притвориться новыми актерами пьесы имени Барокко.

 

Бернини - источники его вдохновенья

Скульптурная группа (слева, кликните!) Лаокоон и его сыновья, найденная в виноградниках Эсквилина (холм Оппий в Риме), стала предметом пристального внимания Микеланджело, Рафаэля и сотен художников и скульпторов XVI века. Этот образец эллинистической скульптуры II в. до н.э. поразил юного Бернини своей эмоциональностью, напряженностью и динамизмом. Страдание и страсть, обреченность и желание вырваться из плена - все это пройдет красной нитью в творениях скульптора.

Позже он включит в свои композиции ощущение времени, его скульптурные группы обретут перспективу обозрения в 360°, вступят в диалог друг с другом, а богатство переживаний будет разбавлено тонким юмором и мифологией человеческого сознания.

Скульптору в чем-то повезло: его отец Пьетро Бернини считался признанным авторитетом в творческой среде задолго до переезда из Неаполя в Рим в 1605 году по приглашению папы Павла V. Часто дети обречены плавать в фарватере славы талантливых родителей, не успев доказать себя. К счастью, Джованни Бернини демонстрировал вулканический заряд внутренней энергии и трудолюбия: это поражало современников, а отец лишь напутствовал и привлекал к совместной работе.

 

Камилло и Сципион Боргезе - начало творческого пути Бернини

Павел V (Камилло, 1605-1621) из династии Боргезе после своего восхождения на папский престол назначил кардиналом своего племянника Сципиона Боргезе (Каффарелли). Вполне в духе непотизма - это давало возможность укрепить могущество и влияние рода Боргезе в Европе. Был построен дворец Боргезе на берегу Тибра, а после покупки огромной территории на холме Пинчо в Риме архитектор Фламинио Понцио по заказу семьи возвел загородную виллу (Казино) с центральным строением для приема гостей (1608-1617).

По счастливому стечению обстоятельств племянник папы являлся поклонником изобразительного искусства и страстным коллекционером: он всеми правдами и неправдами добивался обогащения своей коллекции античного и современного искусства. Дом в вилле Боргезе (ныне - галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима - уважаемая публика, политики, будущие кардиналы и папы были частыми гостями этой "тусовки" власть имущих, а мастера тут же получали дорогие заказы. Пьетро Бернини к тому времени считался официальным скульптором папы, вот почему свой первый заказ юный Бернини получил именно здесь.

Антонио Коппола, один из приближенных папы, заказал скульптурный портрет. Четырнадцатилетний Бернини прекрасно справился с задачей: помимо внешнего сходства, ему удалось мастерски отобразить характер и душевное состояние заказчика (фото, кликните). Глубина взгляда, рука, пытающаяся освободить тело от накидки, аскетизм - все это виртуозно подчеркнуто в деталях бюста.

В это же время Бернини приходит к новаторской идее развития скульптурного портрета без натуры. Ему в дальнейшем будет достаточно эскиза или картины для того, чтобы воплотить в мраморе образ заказчика. Для этого требуется отличная визуальная память, высокая техника, скорость "конвертации" образа в трехмерный портрет и предвидение желаемого эффекта светотени.

Бернини старается быть многогранным, его не устраивают одиночные экземпляры. Он начинает создавать композиции, скульптурные группы, которые раскрываются в панораме. Это серьезный шаг в технике и философии скульптуры: отныне работы мастера приходится изучать с разных сторон. Первый яркий пример - Вакханалия. Дети дразнят фавна (1614):

Вакханалия, 1614
Эней и Анхис, 1619
Похищение Прозерпины, 1622
Аполлон и Дафна, 1625
Давид, 1624

Наряду с этим Бернини уверенно показывает, что владеет в совершенстве техникой состаривания предметов. Для скульпторов XVI-ХVII вв. эта тема была очень актуальной в силу желания восстановить частично сохранившиеся скульптуры античности либо приспособить их к новой композиции. Часто сами заказчики выставляли скульпторам подобные требования, поскольку это увеличивало ценность работы. В 1615 году Бернини создает скульптурную группу Амальтея с фигурами юного Зевса и сатира (слева) по мотивам древнегреческой мифологии.

 

Джан Лоренцо продолжает совершенствовать технику скульптурного портрета. Одну из работ он посвящает лично Павлу V: известно, что папа был очарован этим бюстом и до конца жизни хранил его на своем рабочем столе. В 1620 году Бернини создает Проклятую душу - потрясающий образец выразительности и концентрации чувства ужаса в мраморе. Затем следует бюст испанского кардинала Педро Монтойя (церковь Санта Мария ин Монсеррато, Рим), который стал заказчиком Проклятой души (Испанское посольство в Риме). В 1632 году появляется бюст Сципиона Боргезе и его реплика (галерея Боргезе).

Бюст Павла V
Проклятая душа
Педро Монтойя
Сципион Боргезе

 

Папа Урбан VIII Барберини и расцвет творчества Бернини

Избрание кардинала Маффео Барберини папой римским в 1623 году можно считать условно датой рождения римского барокко. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Заслуга Урбана VIII состояла в том, что он привлек Бернини к архитектурному обновлению Рима. Таким образом талант скульптора вырвался на новые рубежи - на площади, базилики и фонтаны города. И в значительной степени предопределил его современный облик. Молодому Бернини было первым делом поручено проектирование бронзового балдахина над могилой святого Петра в соборе Сан-Пьетро. Понадобилось девять лет упорной работы и тонны бронзы для возведения этого кивория высотой в 29 м (см. слева).

Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее - соперником) архитектором Франческо Борромини. Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. Бернини всегда удавалось вырваться вперед на шаг или два, может быть, в силу своей раскрепощенности и легкости в общении. Тем не менее, гости Рима должны помнить (а гиды - напоминать), что барокко в Риме - плод неимоверных усилий и личных разочарований сотен талантов разного калибра.

Сам Бернини испытывал не раз настоящее разочарование. Достаточно вспомнить неудачные колокольни Пантеона, которые в народе прозвали ослиными ушами. Он соорудил их в 1627 году в качестве компенсации за снятую с Пантеона бронзу. Колокольни дали трещины и все попытки устранить причины оказались тщетными. Пришлось их разобрать.

 

Бернини посвятил без малого 50 лет жизни украшению интерьера собора Св. Петра и прилегающей площади. Творчество зрелого Джан Лоренцо стало органичной частью истории собора. Внимание: именно в этом волшебном месте государства Ватикан по воле гения Бернини туристов поджидает опасность синдрома Стендаля. Поэтому гиды Рима советуют посещать Ватикан и собор после ознакомительной экскурсии по городу, и это не спроста. Рим необходимо "вкушать" медленно, заботясь о своем душевном равновесии.

В 1624 году Джан Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде. Эту непосильную задачу новоиспеченный архитектор решил путем привлечения к работам мастеров и подмастерьев в количестве более 200 человек. По логике задачи и по масштабам затеи это закончилось тем, что в арсенале мастерской Бернини сформировалась школа талантливых учеников. Пусть читателя не удивляет после этого тот факт, что Бернини (читай - ученики) сделал еще что-то там-то и еще кое-что в Риме. Бернини стал предпринимателем, а за ним уже стояла маленькая "армия" зодчих и скульпторов. Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей.

В 1629 году Бернини отец и сын украшают Испанскую площадь знаменитым фонтаном Лодчонка (Баркачча). Это первый в Риме образец фонтана, не имеющего ничего общего с классической формой бассейна. Бернини воплотили в камень римскую легенду о наводнении 1598 года, согласно которой воды Тибра притащили в это место затонувшую бесхозную лодку.

Лодчонки подобного типа, с широкими низкими бортами, использовались для транспортировки грузов по реке.

 

В 1629 - 1632 гг. Бернини и его соперник Борромини работают над модернизацией дворца Барберини на улице Четырех фонтанов. Бернини завершает левое крыло дворца и украшает фасад изящными окнами. Именно здесь зарождается новая концепция площади с фонтаном.

Представьте себе на минуту великолепные площади Рима без фонтанов или завораживающего шума струящейся воды. Не кажется ли вам, что город станет вдруг безжизненным и черствым, а летний зной навсегда отобьет желание смотреть на сухие корыта фонтанов и засохшие губы нимф, тритонов и дельфинов?

Тем временем работа над интерьером собора Св. Петра продолжается. Бернини создает специальные углубления в четырех гигантских пилястрах, поддерживающих центральный купол собора, и вкладывает в них многометровые фигуры святых:

Пилястр св. Лонгина
Пилястр св. Вероники
Пилястр св. Елены
Пилястр св. Андрея

Надгробный монумент папы Урбана VIII в соборе - еще один ответственный проект, над которым Бернини работает с 1628 по 1647 год. Здесь он впервые использует пирамидальную композицию, которая станет прототипом для других монументов в соборе Св. Петра: на вершине находится статуя сидящего и благословляющего папы, а у подножия - статуи добродетелей (в данном случае милосердия и справедливости) и саркофаг в центре.

Другим новшеством является комбинация разноцветного мрамора и бронзы. Фигура Смерти, пишущей эпитафию, впечатляет.

 

 

 

 

К концу правления Урбана VIII Бернини впадает в немилость. Поводом снова стала  неудачная попытка построить колокольни (кампанилы), в этот раз - над фасадом собора св. Петра.  Была построена только левая, которая тут же дала трещины. Бернини был вынужден отказаться от этой идеи.

В 1643 году он заканчивает работу над изящным фонтаном Тритона на площади Барберини. Через год на этой же площади Джан Лоренцо создает миниатюрный фонтан Пчел.

Одна из последних работ Бернини в эпоху Урбана VIII - фасад папского Дворца пропаганды веры (1644).

 

Затем на папский престол восходит Иннокентий X из могущественной династии Памфили, который выдвигает своим фаворитом Франческо Борромини. Кажется, что для Бернини наступает период заката. Однако...

Читайте продолжение: Рим и творчество Бернини - часть вторая: зрелое барокко

Или закажите экскурсию по работам Бернини в Риме.